Сплав. Конья – Печа – Пауст – Западная лица.
Летом 2012 года наша неугомонная компания из четырех человек отправилась в очередное путешествие по рекам Кольского полуострова. К поездке стали готовиться заранее, было просмотрено множество маршрутов и отчетов, изучены десятки рек Кольского полуострова, подходы к ним, возможности рыбалки, сплава и отдыха. В итоге получился довольно длинный и редкий маршрут. В таком сочетании он не встречался ни у кого, и это обстоятельство делало нас немного первооткрывателями.
Путешествие началось в Санкт-Петербурге. Поездом до Мурманска мы выехали 26 июля. Прибыв на место, отправилась на микроавтобусе к месту заброски - реке Конья. Расстояние до Коньи небольшое, но часть его в 50 км. от Верхнетуломского по грунтовой дороге пришлось ехать со скоростью не более 20 км. в час, в итоге время в пути от Мурманска составило чуть более 6 часов.
В месте заброски река Конья, а вернее ручей Малая Конья, довольно узкое место, протекает под дорогой через две бетонные трубы, поэтому первые метров 500 до впадения в озеро нам пришлось протаскивать наши байдарки и катамаран вброд. Выйдя в озеро, справа увидели несколько домов, принадлежащих егерям Лапландского заповедника. Мы немного рисковали, так как находиться без разрешения на реке запрещено, а разрешение не дают и тем более туристам с удочками. Лапландский заповедник – это уникальное место, ранее на его территории никогда не селились люди и не развивали никаких производств, поэтому природа здесь считается совершенно нетронутой. Неприятностей нам удалось избежать по причине отсутствия постояльцев или же нас просто не увидели. Пройдя километр вниз, мы остановились на ночевку.
(первая красавица)
Связка рек Конья – Печа, прекрасное сочетание красивой природы, рыбалки, порогов, шивер и экстрима. Реки проходимы как для катамаранов, так и для байдарок. От Коньи до Верхнетуломского есть два больших парога, тот что внизу на фотографии и Большой падун в нескольких километрах до паселка. Оба препятствия, на байдарке, я проходил берегом, аккуратно спускаясь по ручейкам между камнями - не хотелось купаться.
Один из наших байдарочников, оба раза, переворачивался. По моему мнению, Большой Падун для байдарки не проходим. Катамаран двойка с уверенностью прошел все препятствия. Конья – спокойная неширокая река, есть несколько шивер и небольших порожков.
(Через препятствия первым всегда шел катамаран, а затем байдарки)
( купнулся, но все обошлось).
В спокойном ритме до впадения в Печу мы шли три дня. Конья богата рыбой, много форели, кумжи, хариуса и щуки. Рыбаки сюда практически не добираются. Максимально пойманная форель была весом в 4 кг. Небольшую семгу мы поймали только при входе в Печу. Печа – более многоводная река, с порогами 3-й категории сложности по спокойной воде. Здесь же мы увидели и первых туристов – рыбаков на катере и несколько больших групп на катамаранах и байдарках. На порогах Печи удалось хорошо половить нахлыстом.
До Верхнетуломского шли еще 3 дня. Мы стремились быстрее закончить эту часть пути, поэтому долго задерживаться на рыбалке не стали. При встрече с туристами расспрашивали их про улов. Узнали, что группа москвичей ходит сюда в поход уже больше десятка лет и в этот год очень успешно отловились. У наиболее удачливых было по 3-4 рыбины, т.е. семги, другую рыбу местные не очень признают, поэтому рыбой называют только семгу.
Дойдя до Верхнетуломского, собрали вещи и пошли на поиски транспорта для дальнейшего путешествия. После длительных поисков и уговоров, удалось найти местного жителя, который согласился добросить нас до реки Пауст, что в 40 км. от Верхнетуломского.
Погрузившись в машину, мы отправились по трассе Р-12 «Лотта», вдоль Верхнетуломского водохранилища. Слева открывались красивейшие зеркальные плесы; разводы играющей рыбы тревожили рыбацкую душу, всех посетила мысль не испытывать судьбу и остаться на недельку в этом замечательном месте.
Но страстное желание половить семгу в диких местах не сломило намеченных планов.
Безумный замысел состоял в идее подняться вверх против течения по реке Пауст до водораздела и пешком перейти до реки Западная лица и далее спуститься до последнего места выброски - трассы Мурманск – Никель.
Машина высадила нас на берегу Солозера, из которого вытекал маленький ручеек – с него и началась вторая часть пути. Когда, глядя на карту и руководствуясь предыдущим опытом походов, мы планировали эту часть маршрута, казалось, что учли все детали. На деле же оказалось все не так уж весело.
Первым препятствием и был этот ручеек.
Один из наших членов команды, увидев мелкую, пробивавшуюся сквозь валуны разных размеров речушку, категорично отказался идти дальше, собрал вещи и уехал в Мурманск на попутной машине. В команде осталось трое - я на байдарке и двое товарищей на двухместном катамаране и еще неизвестность, которая все меньше вселяла в нас оптимизм. По плану эту часть маршрута до выброски планировалось пройти за 7 дней с дневкой, но по факту же получилось 9 и без дневок. Участок с быстрым течением и огромными валунами на реке Пауст в 12 км. мы поднимались 3 дня, за эти дни я похудел на 5 кг. , а Герман, мой приятель на 9 кг. Невозможно передать словами всего драматизма и безысходности этой части похода – байдарку и катамаран с вещами пришлось вручную перетаскивать против течения, пробиваясь через камни, целыми днями находясь по пояс в холодной воде; редкие участки, где можно было на веревке по берегу протащить лодки.
На мое удивление, мы встретили здесь людей, а вернее браконьеров, которые промышляли в этих местах незаконным выловом, но пообщаться не удалось, они незаметно растворились в лесу. С титаническим трудом, пройдя реку, на четвертый день, мы наконец-то вошли в озеро Мауньявр, из которого и вытекает река Пауст. Здесь на болотистом берегу остались на ночевку, чтобы набраться сил перед пешим волоком до следующего озера, через которое протекает река Западная лица. Если посмотреть на карту Кольского полуострова, то видно, что озеро Мемекъявр и Маунъявр, находятся чуть севернее Верхнетуломского водохранилища, между этими озерами болото – своеобразный водораздел. Из этого болота и берут истоки многие реки, питаясь таянием снега и растекаясь в разные стороны.
(не обошлось без травм)
На утро мы пошли на разведку в поисках удобного пути до озера. Навигатор показывал расстояние в три с небольшим километра, но испытали шок, когда уперлись в непроходимое бескрайнее болото. Медленно в группе наростала усталость и нервозность. Мысль была одна – развернуться и пойти обратно. Такой безысходности я не испытывал никогда, в голове поселилось желание бросить лодки и тропами вернуться пешком. Но в какой-то момент я углядел вдалеке вешки, идущие вглубь болота - это были браконьерские тропы, пробитые через болото.
У нас вновь появилась надежда. Затем еще 12 часов за три ходки туда-обратно перетащили вещи и, наконец, «отметив» конец мытарств, «убитые» улеглись спать - утро вселяло радость долгожданного сплава по Западной лице, рыбным и безлюдным местам.
К сожалению, нас ждал еще один день трудностей, пройдя небольшое озеро, мы вошли в узкую реку. Никакого течения, а уж тем более порогов не было, но были густые кусты ивняка, которыми обросли все берега, и чтобы пробраться через них надо было, сидя в лодке, руками протаскиваться через эти кусты. Сложнее было катамарану- река была уже катамарана,
в общем....... пробирались как могли. Апофеозом наших истязаний стал участок в несколько километров на изгибе реки, слившийся с болотом и заросший болотной травой, внешне это выглядело так:
Посмотрев по навигатору путь, было принято решение 800 метров пронести вещи несколькими ходками по лесу до открытого широкого участка реки. Проходя по лесу, я увидел в глуши домик, о чудо - это неожиданная, удивительная встреча с цивилизацией, как никогда нужна нам была в тот момент.
Домик, видимо, был возведен местными депутатами от Единой России, потому что был обвешан выборными плакатами и использовался для рыбаков, в основном зимой. Это я понял по записям, которые были оставлены в гостевой книге. Здесь понимаешь могущество партии власти, которая проникла в самые глухие места нашей родины. При входе в домик, на двери весело объявление, что услугами могут пользоваться все желающие, но только сохраняйте порядок и чистоту. Самое удивительное, что там было много еды, мягкие матрасы, посуда и печка. В навигаторе кончились батарейки и мне удалось даже найти новый комплект. В замен оставили немного еды. Натопив дом и насобирав грибов вокруг дома, приготовили прекрасный ужин и улеглись спать. О как крепко мы спали ту в ночь и какие удивительные сны снились всем.
( а на улице в середине августа всего два градуса тепла ночью)
То, что нам попался этот домик, было редкой удачей - какой-то божий промысел и я до сих пор не перестаю удивляться, что мы наткнулись на это место. К домику есть только дорога на гусеничном транспорте или вертолете, зимой, конечно же, на снегоходе.
На следующий день, с новыми силами, мы продолжили наш путь, и уже не задерживаясь особо на рыбалку, потому что поджимало время, через три дня закончили наш путь.
Этот участок Западной Лицы действительно дикий: множество непуганых птиц и животных, красивые пейзажи, белые снежные шапки в ращелинах холмов, почти полное отсутствие следов цивилизации.
Семгу мы так и не поймали, но поймали немного форели и хариусов. Видели неоднократно выходы семги у порогов. Интереса для сплава этот участок представляет небольшой, но если заброситься вездеходом или пешком, то можно половить неплохо рыбу. Причалив у Большого Падуна - непроходимого байдаркой порога, к нему ведет грунтовая дорога от трассы Никель, мы вызвали машину и уехали в Мурманск.
В качестве туристического маршрута, я бы мог рекомендовать только сплав по Пече на байдарках, катамаране или рафте, причем он пригоден как для любителей рыбалки и спокойного сплава с элементами спортивного сплава, так и для семейного активного отдыха с детьми.
Комментарии
Никто пока не оставил свой комментарий.